28 октября 2019

АКРА повысило кредитный рейтинг ПАО «Промсвязьбанк» до уровня АА(RU), прогноз «Стабильный» (acra-ratings.ru)

Повышение кредитного рейтинга ПАО «Промсвязьбанк» (далее - ПСБ, Банк) до уровня АА(RU) обусловлено возросшей за последние 12 месяцев значимостью Банка для оборонно-промышленного комплекса России (далее - ОПК). При этом АКРА ожидает, что позиции Банка в указанном секторе будут укрепляться и в дальнейшем. Оценка собственной кредитоспособности (ОСК) Банка отражает его умеренно сильный бизнес-профиль, адекватную достаточность капитала, низкую оценку риск-профиля и адекватную позицию по фондированию и ликвидности.

По мнению АКРА, в случае реализации сценария системного экономического стресса и/или существенного ухудшения показателей собственной кредитоспособности Банка государство предоставит ему достаточный объем экстраординарной поддержки в форме капитала и/или ликвидности для удовлетворения требований кредиторов. Поэтому при проведении рейтингового анализа АКРА использовало Методологию анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством.

Ключевые факторы рейтинговой оценки Повышение оценки системной значимости ПСБ обусловлено возросшей до доминирующей ролью Банка в обслуживании оборонных предприятий страны. Это выражается в том, что значительная часть финансирования ОПК осуществляется через ПСБ за счет консолидации сопровождения гособоронзаказа (далее - ГОЗ) и иных крупных государственных контрактов. В настоящее время процесс передачи Банку оборонных кредитов из других банков вместе с капиталом находится в активной стадии. Ожидается, что к 2023 году в портфеле Банка будет около 70% контрактов по ГОЗ.

Кроме того, Банк сохраняет значимые позиции в банковской системе РФ, поэтому его дефолт может привести к кризису доверия как по отношению к российскому банковскому сектору в целом, так и к госбанкам РФ в частности, и возникновению системного банковского кризиса, а также создать существенные финансовые и репутационные риски для государства и риски социального характера. Присоединение к Банку ПАО АКБ «Связь-Банк» (рейтинг АКРА: BBB+(RU), прогноз «Стабильный»), завершение которого запланировано на 2020 год, также будет способствовать увеличению масштабов бизнеса Банка, однако не окажет значительного влияния на его кредитоспособность.

Еще одним важным фактором высокой системной значимости Банка является значительный объем оказанной ему в 2017-2019 годах государственной поддержки в форме капитала и ликвидности.

Очень сильное влияние государства на кредитоспособность. Банк полностью принадлежит Российской Федерации. Готовность государства оказать ПСБ экстраординарную поддержку в форме капитала и/или ликвидности, а также факты государственной поддержки в целях обеспечения адекватного уровня капитала и ликвидности и замещения оттоков клиентских средств также свидетельствуют об очень сильных связях Банка с государством.

Основным фактором, ограничивающим рейтинг ПСБ на уровне «паритет с РФ минус 2 ступени», является доминирующая, но пока еще не ключевая позиция Банка в сфере обслуживания предприятий ОПК.

Умеренно сильный бизнес-профиль (а-) определяется в первую очередь рыночными позициями Банка и универсальностью характера его операций. Стратегия Банка выглядит достаточно агрессивной, что продиктовано статусом ПСБ как опорного оборонного банка страны и его стремлением сохранить свои позиции в традиционных сегментах банковской деятельности. Вместе с тем операционная эффективность ПСБ пока еще находится на низком уровне: по итогам 2018 года показатель CTI (cost to income) составил 76%, а NIM (net interest margin) - около 3%, хотя признаки ее повышения уже отмечаются в 2019 году.

Адекватная позиция по капиталу обусловлена приемлемым уровнем показателей достаточности капитала как по регулятивным нормам (норматив Н1.2 составил 10,4% на 01.10.2019), так и по базельским стандартам, что позволяет Банку выдерживать рост кредитного риска более 500 б. п. Вместе с тем коэффициент усредненной генерации капитала (КУГК), рассчитываемый за последние пять лет, отрицательный, что обусловлено созданием значительного объема резервов в 2017 и 2018 годах.

Критическая оценка риск-профиля является результатом низкого качества кредитного портфеля (48,5% активов, рост портфеля до вычета резервов за последние 12 месяцев составил 77%), доля проблемной задолженности в котором составляет 23,5% (из них NPL90+ - 21,9%, а кредиты, которые АКРА считает проблемными или потенциально проблемными на основании анализа 30 крупнейших групп заемщиков, - 1,5%) на фоне повышенной концентрации на 10 крупнейших группах заемщиков. Вместе с тем доля кредитов, выданных компаниям высокорискованных отраслей, умеренная (не более 80% основного капитала), а объем рыночного и операционного риска приемлемый.

Адекватная позиция по ликвидности обусловлена достаточным объемом высоколиквидных активов для покрытия потенциального оттока средств, в связи с чем показатель дефицита краткосрочной ликвидности выполняется с запасом как в базовом сценарии, так и стрессовом. На более длительных сроках дисбалансов ликвидности не отмечается (показатель дефицита долгосрочной ликвидности превышает 85%), при этом крупных погашений на горизонте ближайших 12 месяцев не ожидается.

Сбалансированный профиль фондирования. Ресурсная база Банка характеризуется невысокой диверсификацией и концентрацией на крупнейших кредиторах ввиду значительного объема средств, приходящихся на государственные структуры.

Ключевые допущения Осуществление мер государственной нефинансовой поддержки Банка; предоставление достаточного объема капитала и ликвидности со стороны государственных структур в случае необходимости; завершение присоединения ПАО АКБ «Связь-Банк» в 2020 году; сохранение принятой бизнес-модели Банка на горизонте 12-18 месяцев.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга «Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12-18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести: повышение Агентством оценки поддержки со стороны государства ввиду усиления системной значимости Банка для экономики России.

К негативному рейтинговому действию могут привести: потеря акционерного или операционного контроля над ПСБ со стороны государства; существенное снижение уровня системной значимости Банка.

Компоненты рейтинга ОСК: bbb+.

Корректировки: поддержка государства, паритет с РФ минус 2 ступени.

Рейтинги выпусков Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.

Регуляторное раскрытие Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. Для определения отдельных факторов собственной кредитоспособности использовались элементы Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг ПАО «Промсвязьбанк» был опубликован АКРА 30.10.2018. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ПАО «Промсвязьбанк», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности ПАО «Промсвязьбанк» по МСФО и отчетности ПАО «Промсвязьбанк», составленной в соответствии с требованиями Указания Банка России от 08.10.2018 № 4927-У. Кредитный рейтинг является запрошенным, ПАО «Промсвязьбанк» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ПАО «Промсвязьбанк», не выявлены.

АКРА оказывало ПАО «Промсвязьбанк» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.