10 декабря 2019

Бывшие госбанкиры решили заработать на дорогой водке (Ведомости)

Автор: Бурлакова Екатерина

Андрей Казьмин и его жена стали совладельцами бренда Organika Life

Бывший председатель правления Сбербанка Андрей Казьмин и его жена Алла Казьмина (ранее - Алешкина, бывший первый зампред правления банка) стали совладельцами компании "Эврика", владеющей правами на водочные товарные знаки. Это следует из данных СПАРК. 6 декабря они получили по 12,5% в "Эврике". Представитель компании отказался от комментариев.

Основным владельцем "Эврики" остался Ренат Хузин. Это известный человек на водочном рынке, ранее он был совладельцем крупной водочной компании "Алкогольные заводы Гросс". Сейчас у него 25% "Эврики" напрямую и еще 50% - у контролируемой им фирмы. Он отказался от комментариев.

Казьмин и Алешкина покинули Сбербанк в 2007 г. После этого Казьмин возглавил "Почту России", а Алешкина - обслуживающий предприятие Связь-банк. Алешкина из Связь-банка ушла в сентябре 2008 г., когда банк попал под санацию, Казьмин покинул "Почту России" через несколько месяцев. С тех пор публичной информации об их деятельности не появлялось, об их интересах на водочном рынке тоже известно не было. Связаться с ними "Ведомостям" не удалось.

"Эврика" занимается рекламным бизнесом, указано в СПАРК. Ей принадлежат права на товарные знаки водки Organika Life. На рынке эта водка появилась несколько лет назад, вспоминает топ-менеджер водочной компании. Она разливается на заводе "Владалко" по контракту, сказано на сайте завода. Это небольшой завод во Владимирской области, в 2018 г. он выпустил около 160 000 дал водки, говорит сотрудник одной из алкогольных компаний. Сколько там производится именно водки Organika Life, выяснить не удалось - представитель завода не ответил на запрос "Ведомостей".

Organika Life посвящена редким видам животных - на логотипе изображен амурский тигр, говорится на сайте бренда. Состав водки производитель связывает с озером Байкал: оттуда берется вода для производства напитка и на его же берегу растут лиственница и саган-дайля (он же рододендрон Адамса), которые входят в состав напитка.

Менее 0,5%

водочного рынка приходится на суперпремиальную водку, говорит директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Наиболее популярные бренды в этой категории - Beluga, Kremlin Award, "Чистые росы", Grey Goose и др.

Водка Organika Life стоит 2000 руб. и больше за бутылку 0,7 л, следует из информации с сайтов "Азбуки вкуса" и "О'кей". Это суперпремиальный ценовой сегмент, говорит менеджер одного из водочных производителей. На такую водку приходится менее 0,5% всех продаж этого напитка, оценивает директор ЦИФРРА Вадим Дробиз.

Суперпремиальная водка в России в глубокой стагнации, говорит бренд-директор московского завода "Кристалл" Станислав Кауфман: богатых людей мало и больше не становится. Чтобы успешно торговать такой водкой в России, по его словам, нужен диверсифицированный портфель с водкой и недорогого, и среднего, и премиального сегментов: тогда за счет больших продаж и развитой дистрибуции можно компенсировать невысокий спрос на премиальную.

Продажи водки по такой цене не могут быть крупным бизнесом - она рассчитана на состоятельную публику, согласен Дробиз. Поэтому он считает такие проекты скорее имиджевыми, чем коммерческими.

Единственная возможность серьезно заработать на очень дорогой водке - масштабный выход на внешние рынки, рассуждает Кауфман, а для этого нужно вложить в продвижение сотни миллионов долларов. На сайте Organika Life сказано, что у нее есть дистрибуторы в США, Бельгии, Испании, Италии и др.

В последние годы стагнирует весь рынок водки в России. В 2018 г. розничные продажи сократились на 1,5% до 78,6 млн дал, по данным Росалкогольрегулирования. В 2019 г. они сократятся примерно на 0,5%, прогнозирует Дробиз.

Водка банкирская

Бывшие госбанкиры решили заработать на дорогой водке